Смерть, погребение, поминовение

Формат для печати
Смерть – великое таинство перехода из земной временной жизни в иной мир. Происходит оно так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в материнском чреве.
Нас подводит узкий взгляд, набор привычных понятий. Мы говорим про переход в иной мир и представляем себе дверь из одного помещения в другое: помещения хоть и разные, но в том же здании, в одной и той же вселенной… Но нет! Смерть – это дверь в инобытие. Дверь в вечность. Оттого и уделяем мы ей такое внимание.

– Понимаешь, я впал в какую-то тоску, уныние… – жалуется человек своему другу; – Оказывается, через 50 миллионов лет наше Солнце погаснет!  Подумай-ка...
– Могу тебя утешить, – бодро отвечает тот, – ты ошибся. Солнцу светить еще 500 миллионов лет. Так что не горюй!
Смешно… Но и весьма поучительно: проясняется барьер между временем и вечностью, а тем самым и наш земной путь здесь и сейчас.
Как преодолеть этот барьер, сохранить нашу любовь, связь с близкими, с теми кто безвозвратно ушел туда?
- Молиться. Способность и навык к молитве – величайшая драгоценность человеческой души. И в трудные, горестные минуты жизненных испытаний Господь открывает сердце человека для молитвы и Сам открывается нашему сердцу. А дельнейшее зависит от нас: примем ли, сбережем эту искру, дадим ей разгореться, согреть душу изнутри и поделиться теплом с теми, кто впереди нас прошел через заветную дверь? – И чтобы это произошло, Господь Бог в Своей Святой Церкви дает нам Свою помощь, называемую чином молитвенного поминовения усопших.
«Молитва за другого – говорит Святейший Патриарх Кирилл  – это духовный подвиг того, кто молитву совершает. Бог отвечает на этот подвиг, откликается на наш призыв, отвечает любовью. …Наша доброта и отзывчивость – лишь слабый отблеск доброты и любви Бога к людям».
В чем разница между отпеванием и панихидой?
Погребальная служба, в просторечии называемая «отпеванием»,  начинается в храме (или дома, или в больнице, где человека настигла смерть) и завершаться может на кладбище преданием тела земле.
Содержание погребальной службы исключительно богато: некоторые части её – псалмы, новозаветные чтения – хорошо знакомы верующим (по крайней мере должны быть знакомы!), другие – уникальны. Среди них стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна…» «Потрясающей проповедью о суете всего, что не остается с нами по смерти» назвал их святитель Афанасий Ковровский.
Краткая заупокойная служба – панихида – представляет собою сжатое напоминание о погребении. Панихиды по умершему мы служим в третий, девятый и сороковой день по смерти и ежегодно в день кончины; несколько раз в году (в так называемые «родительские субботы») совершаются общие заупокойные богослужения, а у нас в Кафедральном соборе ежедневно – общие панихиды, когда каждый может присоединить свой молитвенный голос к общецерковной молитве.
Как молятся об умерших на Божественной Литургии?
Нередко родные и друзья умершего записывают его имя для поминовения на Литургии в течение сорока дней («сорокоуст»), или полугода, или целого года… И каждый день, когда в храме совершается Таинство Евхаристии, даже в воскресения и в великие праздники, даже в самый праздник Пасхи, когда весь храм и весь мир напоен радостью и весельем, мы молимся об ушедших в иной мир перед жертвенником и Св. Престолом, как то предписано чином Литургии. Частицы просфор, извлеченные на Проскомидии с молитвой о каждом из умерших, мы погружаем в Святую Кровь Спасителя, соединяя тем самым нашу память с Крестной Жертвой, смерть – с бессмертием, время – с вечностью.
Что такое заочное отпевание?
Необходимость в заочном отпевании возникает лишь в том случае, когда человек погибает в неизвестном месте, тонет в море, сгорает в пламени пожара, отдает жизнь в бою и тела его не находят, и т.п. Но в наше время случается, что умершего похоронили, а погребальная служба по нем почему-либо не состоялась… Совершая заочное отпевание, мы тем самым восполняем то, что не произошло в самый момент похорон. Но отсутствие перед нами тела умершего человека, о котором мы молимся, затрудняет нашу молитву, препятствует кон­такту между нашими сердцами и Господом Богом. Заочное отпевание труднее обычного, оно требует большего внимания, большего напряжения сил.
Что приносит вред?...
Огромный, непоправимый вред, как умершим, так и всем нам, живущим на земле, приносят суеверия. Это не просто чьи-то заблуждения и причуды, это – враги Христа, с которыми нам всем предстоит вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Причем в самом  точном смысле слова: победа суеверий над верою означает утрату плодов победы Христа над смертью.
Не надо напоминать, с какой сатанинской яростью разрушает пьянство нашу жизнь, и не надо объяснять, почему мы говорим «нет» алкоголю на поминальной трапезе.

Избавление от суеверий достигается христианским просвещением, пониманием смысла православных обрядов и обычаев. Книги, журналы, живое слово священника всегда помогут вам в этом: была бы только ваша вера, ваша решимость, ваша любовь к Богу и к ближним, включая тех, кто перешел из этого мира в мир большинства.