Формат для печати |
Смерть – великое таинство перехода из земной
временной жизни в иной мир. Происходит оно так же таинственно и
непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в материнском чреве.
Нас
подводит узкий взгляд, набор привычных понятий. Мы говорим про переход в иной
мир и представляем себе дверь из одного помещения в другое: помещения хоть и
разные, но в том же здании, в одной и той же вселенной… Но нет! Смерть – это дверь в инобытие. Дверь в вечность. Оттого и уделяем мы ей такое внимание.
–
Понимаешь, я впал в какую-то тоску, уныние… – жалуется человек своему другу; – Оказывается,
через 50 миллионов лет наше Солнце погаснет! Подумай-ка...
– Могу тебя утешить, – бодро отвечает тот, – ты ошибся. Солнцу светить
еще 500 миллионов лет. Так что не горюй!
Смешно… Но и весьма
поучительно: проясняется барьер между временем и вечностью, а тем самым и наш
земной путь здесь и сейчас.
Как преодолеть этот барьер, сохранить нашу любовь, связь с близкими,
с теми кто безвозвратно ушел туда?
- Молиться. Способность и навык к молитве – величайшая драгоценность
человеческой души. И в трудные, горестные минуты жизненных испытаний Господь открывает
сердце человека для молитвы и Сам открывается нашему сердцу. А дельнейшее
зависит от нас: примем ли, сбережем эту искру, дадим ей разгореться, согреть
душу изнутри и поделиться теплом с теми, кто впереди нас прошел через заветную
дверь? – И чтобы это произошло, Господь Бог в Своей Святой Церкви дает нам Свою
помощь, называемую чином молитвенного
поминовения усопших.
«Молитва
за другого – говорит Святейший Патриарх Кирилл
– это духовный подвиг того, кто молитву совершает. Бог отвечает на этот
подвиг, откликается на наш призыв, отвечает любовью. …Наша доброта и отзывчивость
– лишь слабый отблеск доброты и любви Бога к людям».
В чем разница между отпеванием и панихидой?
Погребальная служба, в
просторечии называемая «отпеванием»,
начинается в храме (или дома, или в больнице, где человека настигла
смерть) и завершаться может на кладбище преданием тела земле.
Содержание погребальной
службы исключительно богато: некоторые части её – псалмы, новозаветные чтения –
хорошо знакомы верующим (по крайней мере должны быть знакомы!), другие – уникальны.
Среди них стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Кая
житейская сладость пребывает печали непричастна…» «Потрясающей проповедью о
суете всего, что не остается с нами по смерти» назвал их святитель Афанасий Ковровский.
Краткая заупокойная служба
– панихида – представляет собою сжатое напоминание о погребении. Панихиды по
умершему мы служим в третий, девятый и сороковой день по смерти и ежегодно в
день кончины; несколько раз в году (в так называемые «родительские субботы»)
совершаются общие заупокойные богослужения, а у нас в Кафедральном соборе ежедневно – общие панихиды, когда каждый
может присоединить свой молитвенный голос к общецерковной молитве.
Как молятся об умерших на
Божественной Литургии?
Нередко
родные и друзья умершего записывают его имя для поминовения на Литургии в
течение сорока дней («сорокоуст»), или полугода, или целого года… И каждый
день, когда в храме совершается Таинство Евхаристии, даже в воскресения и в
великие праздники, даже в самый праздник Пасхи, когда весь храм и весь мир напоен
радостью и весельем, мы молимся об ушедших в иной мир перед жертвенником и Св.
Престолом, как то предписано чином Литургии. Частицы
просфор, извлеченные на Проскомидии с молитвой о каждом из умерших, мы
погружаем в Святую Кровь Спасителя, соединяя тем самым нашу память с Крестной
Жертвой, смерть – с бессмертием, время – с вечностью.
Что такое заочное отпевание?
Необходимость
в заочном отпевании возникает лишь в том случае, когда человек погибает в
неизвестном месте, тонет в море, сгорает в пламени пожара, отдает жизнь в бою и
тела его не находят, и т.п. Но в наше время случается, что умершего похоронили,
а погребальная служба по нем почему-либо не состоялась… Совершая заочное
отпевание, мы тем самым восполняем то, что не произошло в самый момент похорон.
Но отсутствие перед нами тела умершего человека, о котором мы молимся,
затрудняет нашу молитву, препятствует контакту между нашими сердцами и
Господом Богом. Заочное отпевание труднее обычного, оно требует большего
внимания, большего напряжения сил.
Что приносит вред?...
Огромный,
непоправимый вред, как умершим, так и всем нам, живущим на земле, приносят суеверия. Это не просто чьи-то заблуждения
и причуды, это – враги Христа, с которыми
нам всем предстоит вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Причем в самом точном смысле слова: победа суеверий над
верою означает утрату плодов победы Христа над смертью.
Не надо напоминать, с какой сатанинской яростью разрушает пьянство нашу
жизнь, и не надо объяснять, почему мы говорим «нет» алкоголю на поминальной трапезе.
Избавление от суеверий достигается христианским просвещением, пониманием
смысла православных обрядов и обычаев. Книги, журналы, живое слово священника
всегда помогут вам в этом: была бы только ваша вера, ваша решимость, ваша
любовь к Богу и к ближним, включая тех, кто перешел из этого мира в мир большинства.