Что такое "этнофутуризм"?

Формат для печати
Крест в руках святого равноапостольного князя Владимира, принявшего православную веру и направившего восточнославянские народы по их тысячелетнему историческому пути, распростерт над древним Киевом и над Днепром, где проходил «путь из варяг в греки», и где Благая Весть прошла «из греков в варяги» и во все другие народы и племена, которые сегодня составляют российскую нацию. И тот же самый Крест вот уже тысячу лет осеняет всю русскую землю, вне зависимости от ударов врага, расположения линии фронта и пунктиров государственных границ…

Но мы поклоняемся не орудию казни; мы поклоняемся Живому Богу, Который пошел на смерть за жизнь мира, из любви к миру и каждому из нас в отдельности. По апостольскому свидетельству, если слово о Кресте для погибающих – безумие, то для спасаемых – Божия сила. Потому и трепещет перед ним дьявол.
…В далеком 1931 году злой волей безбожной власти обращена была в прах святыня русской памяти – московский храм Христа Спасителя. Тридцать лет спустя на его месте, на дне котлована для циклопического «Дворца Советов», устроили плавательный бассейн. И навряд ли мож­но было тогда на­звать мысль о вос­кресении унич­то­жен­­ного храма ина­­че как безумием… Но сила Креста, во­пло­щен­ная в воле народа, совершила чудо.

Вместе с храмом Христа Спасителя восстает из праха вся Россия. На нашей памяти, в 1976 году, был взорван  храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» в Иванове, на углу ул. Кузнецова и Рабфаковской. Летом 1997 года был заложен первый камень, на Пасху следующего года началась служ­ба в нижнем приде­ле, а верхний придел от­крыт к престоль­ному празднику – 6 ноября 1999 года.

В нашей общей судьбе, в истории нашей земли и нашего народа, как мы видим со всею силой и ясностью, Крестом побеждена смерть и явлено воскресение мёртвых. И в противостоянии дьяволу Крест символизирует столкновение противоположностей, исторический перекресток. Каждая эпоха выводит на этот перекресток своих героев, которые олицетворяют ту или иную силу, добрую или злую, главенствующую в своем окружении.
Сегодня, в начале XXI столетия, на перекресток истории выходят Вера и Знание. Еще недавно их пытались натравить друг на друга, так сказать, «столкнуть лбами», но по своей природе они – безупречные и безраздельные союзники, которым противостоят столь же неразлучные компаньоны, Безбожие и Невежество, со своей стародавней задачей-мечтой: уничтожить крест над Россией. А вместе с ним, по возможности, и Россию.
*             *             *
Знакомо ли вам такое слово, «этнофутуризм»? «Этнос» – народ, «футурум» – будущее; всё, как будто бы, благонадежные и положительные понятия. Но выясняется, что речь тут далеко не о всяком народе, а лишь о финно-угорских народностях, главным образом расселенных в Поволжье и Центральной России. И далеко не о всяком будущем, а лишь о будущем языческом, без Христа и без единения с народами России, спаянного общей кровью, общей верой и общим подвигом.
Движение этнофутуризма возникло и оформилось четверть века тому назад в Эстонии. Не нам разбирать идейные течения в сопредельной стране; но увы, русофобская политика этого государства, внутренняя и внешняя, ни для кого не секрет. И если альянс НАТО, куда Эстония была с поспешностью введена вопреки благодушным заверениям времен «перестройки», тратит двенадцатизначные суммы на подготовку войны с нашей страной, то неужели же там упустят возможность нанести удар в самое наше сердце: ослабить, подорвать и уничтожить единство российской нации?...
На поверхности этнофутуризм представляется очередным модным поветрием в эстетике: изобразительное и декоративное искусство, песни, пляски, фольклор… Ан нет. Приглядись, и ты увидишь, как является суть дела. «В отношении к религиям, – гласит один из их текстов, – мы исходим в первую очередь из того, что этнические корни глубже той или иной религиозности… Мерянско-православное народное двоеверие и было той религией, которую исповедовали северные великороссы еще 100 лет назад».
«Мерянско-православное двоеверие» сто лет назад, не больше и не меньше! Такая «религиозность», уж конечно, в подметки не годится «этническим корням»… Если же вы спросите об исторических фактах и научных доводах, вас тотчас поставят на место: «…Миф – это коллективный духовный опыт народа, его бессознательное творчество… У этнофутуристов мифологическая ориентация приобретает иной характер. Они становятся мифотворцами». Всего-то дел, что творить мифы и по мифам строить жизнь финно-угорских народов России, как того пожелает зарубежный заказчик.
Всё это было бы смешно, – как сказал поэт, – когда бы не было так грустно. По собственному свидетельству его адептов, этнофутуризм «возник в постмодернистском контексте культуры».  Напомним, что постмодернизм утверждает относительность любых истин, отрицает достоверность и объективность как таковые, именует вечные ценности «тоталитарными, параноидальными и репрессивными», и объявляет своим идеалом игру, ведущую к хаосу.
Мир этнофутуризма – читаем далее – «это мир «игры частностями», культурными вариантами предшествующих эпох… когда исчезают репрессивные границы между видами, формами, родами культурной деятельности, когда спонтанно и эклектически соединяются в новые реальности наука и искусство, философия и религия».
Хотите знать, что за «новые реальности» возникают таким способом? Бросьте взгляд через пунктир государственной границы, на древний Киев, на залитую кровью Новороссию.  Адепты движения «Стань меря!» в качестве «своих коренных территорий» называют Московскую, Владимирскую, Костромскую, Нижегородскую, Ивановскую, Рязанскую, Ярославскую, Вологодскую, Тверскую области… Пляски смерти под музыку безбожия и невежества..вропейскойойрепитьалитарными и

«…Подобные проекты [расчленения России] могут казаться фантастическими, – отмечено в Меморандуме «О единстве русского народа» Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора – однако не стоит забывать, что столь же невероятным ещё каких-нибудь 100-150 лет назад выглядело отделение Украины от России». И как раз на финно-угорском происхождении русского народа настаивают сегодня на Украине: чем же еще подкрепить отрыв «цивилизованной европейской» Украины от «варварской и азиатской» России?…
На перекрестке истории давайте позаботимся о сохранении реальности, не «спон­танной и эклектической», а живой и подлинной, о святой вере и истинном знании.  О России с Крестом над нею.
Приведены цитаты из работ:
Колчева Э.М. Явление этнофутуризма в марийской художественной культуре (искусствоведческий анализ). Автореферат.
Малькова А. Мерянское движение в контексте идентификационного кризиса 21 века.

Шкалина Г.Е. Традиционная культура и современное самосознание народа мари. Автореферат.